Задвижка - промышленная трубопроводная арматура, в которой перекрытие прохода осуществляется возвратно-поступательным перемещением запорного органа в направлении, перпендикулярном оси потока рабочей среды.
Задвижки - наиболее распространенные запорные устройства. Задвижки получили широкое применение для перекрытия потоков газообразных или жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов от 50 до 2000 мм при рабочих давлениях 0,1 - 20 МПа и температурах среды до 450 °С.
В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки обладают следующими преимуществами:
незначительным гидравлическим сопротивлением при полностью открытом проходе;
отсутствием поворотов рабочей среды;
простотой обслуживания;
относительно небольшой строительной длиной;
возможностью подачи среды в любом направлении.
К недостаткам следует отнести:
небольшой допускаемый перепад давлений на затворе;
невысокую скорость срабатывания затвора;
возможность получения гидравлического удара в конце хода;
большую высоту;
трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации;
нарушение герметичности сальника по штоку;
быстрый износ уплотнительной поверхности, приводящий к потере герметичности затвора при эксплуатации.
По расположению резьбовой части шпинделя задвижки разделяются на задвижки с выдвижным и неподвижным шпинделем. В первом случае шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное (винтовое) движение; во втором - только вращательное. Задвижки с выдвижным шпинделем имеют большую высоту. Задвижки с невыдвижным шпинделем применяются для сред, обеспечивающих смазку пары трения "ходовая гайка - шпиндель", таких, как нефтепродукты, вода и т. п. Применение задвижки с невыдвижным шпинделем для природного газа ограничено.
По устройству запоров задвижки подраделяются:
клиновые задвижки имеют клиновый затвор, на котором уплотнительные поверхности расположены под углом друг к другу. Клиновые задвижки могут быть со сплошным затвором (клином) и шарнирным затвором, состоящим из двух дисков;
параллельные задвижки, у которых затвор состоит из двух половин или дисков, между которыми расположен распорный клин.
Затворы выполняются из чугуна, углеродистой и нержавеющей стали, причем, они могут быть цельными или с вставными уплотняющими кольцами. В этом случае, в корпус задвижки впрессовываются такие же кольца.
Основные параметры задвижек указаны в ГОСТ 9698-86.